четвъртък, 13 октомври 2011 г.

О СХИМОНАХЕ СИЛУАНЕ И ЕГО НАСТАВЛЕНИЯХ

Текст написан монахиней Касинией Везенковой  к приезду ректоров русских православных духовных школ в Болгарию в декабре 1980 г. и передан тогдашнему архиепископу Владимиру (нынешнему предстоятелю Украинской Православной Церкви) для патриарха Пимена Извекова.

================
 
К великому прискорбию ревнителей отечественного благочестия, в календаре за 1976 г. Издание Московской Патриархии напечатаны наставления схимонаха Силуана.

Взяты они из книги «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова).

Если рассмотреть эти наставления, сравнивая их с духоносными благодатными заветами русских подвижников благочестия, таких как оптинских старцев, Епископа Феофана Затворника, Московского Митрополита Филарета, Епископа Игнатия Брянчанинова и целого сонма других, достаточно известных и любимых, то прелесть схимонаха Силуана, окажется несомненной, даже не смотря на то, что в календаре выбраны наиболее «благополучные» его высказывания.

Начнем же с самых этих наставлений.

Первое предложение:

«Припадаю я на колени и молю Вас: веруйте в Бога, веруйте что есть Святой Дух, Который свидетельствует о том во всех церквах и в моей душе».

То есть схимонах Силуан на коленях умоляет нас верить в первый и девятый член Символа Веры. Почему же тогда он не умоляет нас на коленях верить и в остальные 10 членов Символа Веры или «чаять воскресения мертвых»?...

Но к кому обращена эта коленопреклонная мольба схимонаха Силуана? Если к православным христианам (ибо перепечатана она в «Православном церковном календаре»), то мы ежедневно читаем Символ Веры в наших утренних молитвах. А св. Серафим Саровский указал на исключительное значение Символа Веры, включив его, как третию молитву, после «Отче наш» и «Богородицы» в свое дивное правильце для мирян, которое он заповедал читать 3 раза в день.

Если схимонах Силуан встает на колени, чтобы неверующие поверили в Бога и в то, что «есть Святой Дух», то его коленопреклонение остается совершенно безрезультатным, ибо неверующие даже и не заметят его.

Следуем дальше – о чем свидетельствует Св. Дух? – «о том» (?!) т.е., о том, что «Он есть»... Страшное свидетельство с богословской точки зрения.

Выражение «во всех церквах» схимонах Силуан мог взять или из 1 посл. Коринф. 14:33 – но там говорится что «несть бо нестроения Бог, но мира, яко во всех Церквах святых», или из Деян. Апост. 20:23 – слова св. Ап. Павла: «Точию яко Дух Святый по вся грады свидетеьствует глаголя: яко узы мене и скорби ждут». Но тут дан совершенно другой смысл свидетельству Св. Духа.

Следующее предложение:

«Дух Святой есть любовь» и так далее. Весь этот параграф представляет богословскую путаницу. Ведь св. Ап. Иоанн Богослов сказал: «Бог любы есть» (1 Иоанн. 4:8 и 16) и довлеет нам.

Следуем дальше: «Скучает душа на земле и желает небесного».

Земная жизнь дана нам не для скучания, а для покаяния. Кто скучает – тот не кается и кто кается – не скучает.

Между прочим это выражение: «скучает душа моя о Господе» - встречается часто в записках схимонаха Силуана и тоже свидетельствует о его прелести.

«Туда» - т.е. на небо или в рай – говорит схимонах Силуан – «зовет нас Господь, несмотря на наши грехи». Опять не верно. Ибо по свидетельству Св. Иоанна Богослова: «аще же во свете ходим... кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Аще исповедуем грехи наши, то Он, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша» (1 Иоанн. 1:7-9).

Бог призывает к Себе человека не «несмотря на наши грехи», а через очищение от всякого греха честною Кровью нашего Спасителя.

«Там» - говорит схимонах Силуан – «будут прославлены все, кто... нес на себе скорби всего мира». Не слишком ли дерзко это его намерение или совет: «нести на себе скорби всего мира?» Ибо се Один только есть «Агнец Божий, вземляй грехи мира». А скорби в нас – это от грехов, - по свидетельству св. Марка Подвижника.

Схимонах Силуан обещает райскую славу всем «кто молится за весь мир» и этим входит в противоречие со словами Спасителя: «...Не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть» (Иоанн. 17:9). Дальше следует совсем ненужное заявление схимонаха Силуана: «Многие богатые и сильные дали бы дорого за то, что бы увидеть Господа или Его Пречистую Матерь, но не богатству являет Себя Бог, а смиренной душе». Это все равно, что сказать что – трава зеленая или у зайца длинные уши, а у волка есть зубы. Подобное заявление мог бы высказать неудачно в прошлом какой-нибудь полуграмотный мужичек, но уж ни как не афонский схимонах.

Все высказывания схимонаха Силуана крайне обедняют и искажают все Евангельское и святоотеческое учение, которое блюдет как зеницу ока Св. Православная Церковь. Например: «любовь не терпит, что бы погибла хотя бы одна душа». Это уже чистый и вредный орегинизм. Что, неужели схимонах Силуан добрее Господа, Который скажет на Страшном Суде стоящим ошую: «Идите от Мене проклятии во огнь вечны, уготованный диаволу и ангелом его» (Матф. 25:41).

Конечно нет смысла разбирать эти горе – наставления – как впасть в прелесть – строчку за строчкой. Есть между ними вкрапленные отрывки святоотеческих наставлений. Упоминается и дивная «Лествица», ведущая на небо. Нельзя, живя на Афоне, не набраться хотя бы крох святоотеческой премудрости.

Поэтому остановимся только на одном из главных духовных первооткрытий схимонаха Силуана, а именно – его совет держать ум во аде, который повторяется во многих вариантах во всех его записках. Тем более, что он приписывает это Самому Господу: «Господь научил меня держать ум во аде» (стр. 72) и «держи ум свой в сердце и во аде» (стр. 77).

Мы знаем, что все наставления Св. Отцев основанные на Евангелии. Про ад там сказано только что там плачь и скрежет зубов, и огонь вечный, и что идут туда только «проклятии» Господом. А какое было умное делание схимонаха Силуана стоянием в аду и как туда умом попасть, когда св. Отцы в толковании молитвы на «Отче наш» учат, что слова «да приидет Царствие Твое» - относятся и к человеческому сердцу, - это составляет тайну схимонаха Силуана.

В его записках сказано больше – отправившись за благословение к отцу Иоанну Кронщадскому, которого не застал будущий схимонах Силуан, получил ни мало ни много «адское» пламя, которое «гудело» вокруг него долгое время (стр. 11, книга «Старец Силуан» , изд. 1952 г.). Во всех житиях святых прославленных и непрославленных нигде нет примера, чтобы от благословения праведника забушевало и загудело адское пламя. Его бушевание вокруг будущего схимонаха Силуана можно объяснить, только бесовской гордыней последняго. Не удалось скрыть эту силуановскую гордыню и в избранных отрывках, напечатанные в календаре.

...«Но я тебе скажу, или лучше Сам Господь говорит: «смирись» и т.д. «Так мне дал разуметь Господь», «Но мы знаем Господа. Он Себя показал нам Духом Святым, и душа знает Его, и рада, и весела, и покойна, и в этом наша святая жизнь».

Интересно где же это «душа рада и весела, и покойна» - когда она умом пребывает во аде? Или там она нашла и радость и веселие и покой?!

Как пример пошлости и шаблона в безблагодатных рассуждениях схимонаха Силуана, является его бесконечных «если бы». «Если бы цари и правители народов знали любовь Божию, то никогда бы не воевали. Война посылается за грехи, а не за любовь». «Если бы мы говорили: Се раб Господа..., тогда любовь Божия была бы во всем мире, и какая прекрасная жизнь была бы по всей земле!» «Если бы ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу Господню. А если бы Адам сохранил послушание, то и он, и род его пребыли бы в раю (стр. 77).

Православие не стоит на «если бы», а на «да, да и нет, нет» (Матф. 5:37).

Если разбирать наставления схимонаха Силуана исходя из слов Евангелия и святоотеческого толкования слов Спасителя, то абсолютно на каждой странице книги «Старца Силуана» мы найдем явные противоречия как Евангелию, так и всему православному учению.

1. Неправильно самое заглавие книги «Старец Силуан». В русской духовной литературе слово «старец» употребляется только как опытный духовный руководитель и советник многих учеников. Например – оптинские старцы, старец Зосима Достоевского, старцы Иероним и Макарий Афонские и др.

2. Верующий ужаснется вопросом который задает составитель книги иеромонах Софроний (Сахаров) на самой первой странице: «Где же этот свет любви Отчей?... Где же этот внимательный до последней мелочи промысл?... Итак, зачем же дана эта нелепая жизнь?... Зачем Ты дал мне жизнь?... Почему Ты так жесток и беспощаден ко мне?... Я не могу Тебя понять».

3. Дополнением к этим абсурдным вопросам являются слова данные на странице 88: «С Богом человеку не всегда легко...Он безконечно, недостижимо далек, дальше звездных миров, и все призывания Его погибают беспомощно в пространствах... Бытие Самого Бога начинает представляться душе, как безнадежная бессмыслица».

4. Много неожиданностей находим мы в «Житии» (стр. 5) схимонаха Силуана, которого автор книги ставит наравне с великими святыми угодниками – напрмер как он съел зараз 50 яиц, или выпивал 3 литра водки. Как он почти убил человека в драке или «нецеломудренно проводил время» (стр. 9), а всякая похвала и восхваление схимонаха Силуана дана с большой натяжкой и явными нескромными преувеличениями.

5. «Старец Силуан десятилетиями рыдал «до великих слез» о том , чтобы мир познал Бога». Противоречие словам Спасителя: «Я о них молю, не о всем мире молю» (Иоанн. 17:9).


В том же параграфе даны почти в каждой строчке «Бы,бы,бы» (стр. 91).

6 «Подвижник особым внутренним движением сходит душою во ад» - новое духовное делание схимонаха Силуана (стр. 92).

Старец Силуан «мог сознательным внутренним движением духа возобновлять в себе – подлинное переживание адских страданий - ... огонь адского мучения производил искомое действие»... Старец говорит: «когда я умом выхожу из огня, то помысли снова приобретают силу» (стр. 93).

7 Слово Христа, воспринятое в жизнь Богом творит человека» - (человекобожие Достоевского). «Вхождение в божественное бытие, причастие бытию» (стр. 95) – идеал теософии слияние человека с Богом.

8 Молитва за весь мир, за всего Адама... Весь Адам не есть абстракция, а самая конкретная полнота человеческого бытия (стр. 97) – это «Адам Кадмон» Каббалы.

9 «Когда человек... получает дар благодати, то он, как причастник Божественной жизни, становится не только бессмертным в смысле бесконечного продолжения (стр. 60) его жизни, но и безначальным...» (???) – соблазн диавола: «будете как боги».

10 «Блаженный Старец ... имел основание говорить: «Верующих на земле много, но таких, которые знают Бога, очень мало».
Под знанием он разумел не гностистические богословские построения, но опыт живого общения, опыт причастия Божественного света. Знание – СО-БЫТИЕ (стр. 59) – «СО-БЫТИЕ» Богу – сатанинская гордыня. И еще: «Любящие Бога включаются в жизнь Божества» (стр. 53).

11 «Божественные созерцания даются человеку ... тогда, когда душа сойдет во ад покаяния» (стр. 71). – Покаяние не ад, а прощение милости Божией как говорит св. Марк Подвижник.

12 «Пребывая внутрь сердца, ум усматривает в окружении его появляющиеся образы и мысли исходящие из сферы космического бытия» (стр. 57). – Теософия и оккультизм.

13 «... Дело Христа на земле – спасение всего мира» (стр. 51) – неверно.

14 «Старец Силуан учеников не имел и сам не был учеником какого-либо определенного старца» (стр. 3) – Где же его старчество и даже подвиг иноческого послушания?

15 Свидетельства о схимонахе Силуане афонских монахов: «Многие не любили его... Некоторые называли «прельщенный»... «Некоторые говорили: «У, проклятый святой» (стр. 53).

16 «Но спрошу тебя: если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он не был, хотя бы враг Церкви? Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко» (стр. 119). – здесь чистый оригинизм и противление словам Спасителя: «идите от Меня проклятые во огонь вечный, уготованный диаволу4 и ангелам его» (Матф. 25:41-46).

17 «О, Господи, сподоби нас дара Духа Святаго, да разумеем славу Твою и будем жить на земле в мире и любви, да не будет ни злобы, ни войн, ни врагов, но одна любовь да царствует, и ненужны будут ни армии, ни тюрмы, и легко будет жить всем на земле» (стр. 119). – Это какой-то извращенный хилиазм, который делает ненужным Второе Пришествие Господа Иисуса Христа.

18 В заключение возьмем чудовищную теорему схимонаха Силуана об его «опрокинутой пирамиде бытия», где он посадил Господа во ад на самое дно созданной Им Вселенной. – «Он (Христос) – вершина опрокинутой пирамиды, вершина на которую давит тягота всей пирамиды бытия...Христианин идет ВНИЗ, туда – в глубину опрокинутой пирамиды, где сосредоточивается страшное давление, где взявший на Себя грех мира – Христос... На дне опрокинутой пирамиды, глубочайшее дно, - вершина которой взявший на Себя грех и тяготу всего мира, по любви к миру распятый Христос».

А ведь эта опрокинутая пирамида в сущности есть треугольник с верхом вниз, что является сатанинским знаком в Каббале и черной магии – стоит только посмотреть снимки и всевозможных сцен модного служения сатане на Западе.

19 Конечно, нельзя не обратить внимания на то, что на всех 205-и страницах книги «Старец Силуан ни разу не приведено ни слова из Нового Завета и всей Библии. Когда все святоотеческие и страческие наставления, как и все Православное богословие неизменно исходит из слов Господа и Го св. Апостолов.

20 Все соблазны, ереси, отступления от учения Св. Православной Церкви и противоречия Евангелию и Апостолам поданы в записках схимонаха Силуана чрезвычайно лукаво и тонко. Они замаскированы святоотеческой фразиологией, но тут-то и раскрывается это тайное лукавство и ясно видна разница между видимостью и сущностью. Ибо если вникнуть в самую суть записок «С.С.», то видна страшная безблагодатная путаница понятий.

Примеры этому мы найдем на каждой странице книги.

21 «Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня, и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя.Ты видишь, Господи, печаль мою и слезы... Если бы Ты не привлек меня Своею любовью, то не искал бы я Тебя, и радуется душа моя, что Ты мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по Тебе».

В связи с этими словами уместнее всего будет закончить выражение нашей скорби о вредном действии «Наставлений» - как впасть и пребывать в прелести схимонаха Силуана – давными духоносными словами приснопамятного Митрополита Филарета Московского: «Когда мы ищем духовных утешений, мы любим себя, а не Бога».

Няма коментари:

Публикуване на коментар